В тот день во Франции случилась отставка премьер-министра. Газеты выходили под заголовками «Единение рабочих и крестьян Литвы», «Что дала война японскому народу?».
Огромная страна строила социализм, понемногу отходила от шока политических процессов второй половины 30-х . Люди еще не знали, что всего через год в их города придет самая страшная страшная в истории человечества война. Поля, где сейчас золотится пшеница будут обезображены окопами и гусеницами танков и больше, чем каждый десятый так или иначе не доживет до Победы.
Солнечный день 14 июля 1940 года выдался теплым. Сотни жителей небольшого шахтерского городка Донского тянулись на Бобрик-гору.
В те годы это несколько отдаленное от города местечко, уже было излюбленным местом отдыха горожан. На стадионе местные болельщики собирались посмотреть футбольные баталии с участием местных команд и приезжих звезд той эпохи. Лодочная станция приглашала любителей водного отдыха. На сцене парка культуры, еще сохранившего в те годы дореволюционную планировку, каждые выходные выступали местная самодеятельность и приезжие артисты. Да и более строгие ценители прекрасного не оставались внакладе. Городской музей располагался в здании, где некогда была церковь, построенная известным архитектором Иваном Егоровичем Старовым по указу императрицы Екатерины II. Это сооружение и по сей день остается уникальным памятником редкой красоты и строгих форм.
В тот день люди стремились к зданию музея. Еще бы! В городе открывался планетарий. Будучи вторым после Московского, планетарий в Донском был первым в нашей стране, cозданный руками и душой отечественных Кулибиных.
Как возникло это, казалось бы, немыслимое в те годы чудо инженерной мысли?
Бывший механик шахты, 52-летний Михаил Чистозвонов пришел на работу в местный музей научным сотрудником за 5 лет до открытия планетария, в 1935 году.
Образование Михаил Васильевич получил скромное, закончив в 1896 –м Богородицкое реальное училище. На пожелтевшей уникальной фотографии тех лет серьезные юноши несколько напряженно глядят в объектив чудесного аппарата – громоздкой фотографической камеры. Может быть это чудо цивилизации конца XIX века тоже вошло маленьким штришком в ту картину мира, в ту «матрицу мировосприятия» сквозь которую видел жизнь будущий изобретатель?
Еще работая на шахте (в руднике), Чистозвонов создал перспективный, казалось бы, аппарат – шахтарм (по сути угольный комбайн, который должен был заменить целую армию шахтеров). Можно только предполагать, почему шахтарм так и не был внедрен. Может быть тогда стране в большей мере нужны были энтузиасты, чем технологические прорывы? Сейчас мы можем только фантазировать на эту тему.
Работая в музее, много общаясь с посетителями, Михаил Васильевич увидел и почувствовал как велик интерес у людей к тому, чтобы проникнуть за пределы досягаемого и в конечном итоге понять тайны мироустройства. Не будем забывать и трэнды тех лет – кружки парашютистов, авиаклубы, песня «Все выше и выше и выше…», многочисленные фильмы об освоении ранее недоступного. Эта атмосфера не могла не отразиться на личном творческом потенциале Михаила Чистозвонова. И первым шагом стало само Решение. Решение создать планетарий. Свой. По своим чертежам. Для своих соседей, знакомых и незнакомых.
Каждые выходные сыновья Михаила Васильевича – Игорь и Сократ (да-да, именно такое имя дал Чистозвонов одному из сыновей – тяга к познанию жила в нем давно), сгибаясь
под тяжестью телескопа совершали немалый путь от Бобрик-горы до центрального городского парка, где был расположен клуб, где молодежь собиралась на танцы. В немногочисленных, сохранившихся воспоминаниях современников изобретателя, мы видим картину – молодые ребята несут телескоп в городской парк, где их уже поджидают любители астрономии, а парнишкам так хочется на танцы, к друзьям и сверстницам. Этот «аттракцион» собирал по воскресным вечерам немало поклонников и потихоньку формировал интерес к непознанному, к будущему планетарию.
Короткие сухие цифры: стоимость планетария в Донском оказалась в три раза ниже, чем в Москве. Созданный руками местных энтузиастов аппарат, накануне открытия приезжали осматривать коллеги из Москвы. Их экспертная оценка – все детали звездного неба переданы с изумительной точностью.
Можно только предполагать каким немыслимым внутренним потенциалом внутренней энергии, желанием сотворить нечто из ничего обладали эти люди, создававшие аппарат из подручных деталей вплоть до жести консервных банок, обрезков железных труб.
На столе в уютном тихом домике, где ныне расположен музей «Бобрики» лежат три цилиндра с музейными ярлычками. Это все, что осталось от первого аппарата. Еще газеты тех лет. Их бережно хранят в местных музее и городской библиотеке. Сквозь строки победных реляций тем не менее можно увидеть и искренний порыв жителей города. Девушки тех лет в платочках и шароварах, штукатурящие и красящие помещение будущего планетария. Плотники и каменщики в кепках и с цигарками, сооружающие перекрытие для второго этажа в местном музее. Умельцы-механики на простейших станках, чуть ли не в ручную создающие из подручного материала то, что потомков не может потрясти или хотя бы удивить. Гнал ли их кто-то на эти работы? Заставляли? Да нет. Лица, улыбающиеся на фотографиях искренне говорят о другом. Это была Личная Потребность не быть на обочине истории, это было Личное Желание творить историю своими руками.
Что можно сказать о том, что было дальше? Снова цифра – в послевоенное время планетарий в Донском ежегодно посещали более 30 тысяч человек. Вдумайтесь! Это же население небольшого райцентра. Всего за один год. Конечно, позже аппарат Чистозвонова был заменен на более современный, но начало – оно там, в творческом порыве Михаила Васильевича, сумевшего увлечь многочисленных своих единомышленников.
Судьба Михаила Чистозвонова сложилась трагически. В 42 году он был арестован и расстрелян. Его стремление предотвратить распространение эпидемии в Донском, обернулось для него обвинением “враг народа”. Позже состоялась его основная и партийная реабилитация. Но дело его до сих пор закрыто. Остается только гадать почему?
Рассуждая ныне о путях и средствах модернизации страны, нельзя забывать об опыте самого великого технологического прорыва минувшего столетия, во многом сформировавшим нынешний облик цивилизации. Речь идет об освоении космоса и чаще всего связывается с именем Сергея Королева. Но откуда пришли сотни и тысячи увлеченных парнишек, работавших, едва выкраивая время на сон, над осуществлением гениальных замыслов Главного Конструктора?
Часть разработок Королева и по сей день является секретной и имена тех, кто над ними работал не публикуются. Поэтому достоверно утверждать, что в королевских КБ работали в том числе и те, кто столкнулся с тайнами Космоса и пожелал их
раскрыть, именно после посещения Донского планетария, мы не можем. Но так же достоверно мы можем утверждать, что Дух Познания, который привил молодых Михаил Чистозвонов многих из них сделал талантливыми инженерами и учеными, утвердил их в мысле возможности творческой самореализации на благо человечества в любых условиях, вопреки любым сомнениям и советам «разумных».
Для кого-то история М. Чистозвонова может стать поводом для очередного
либерально-истерического вопля «Кто виноват?», но может быть более конструктивной покажется вторая часть этого вечного вопроса – «Что делать?».
Михаил Чистозвонов своим примером дал простой ответ – Познавать, Исследовать и вопреки всему Творить на благо цивилизации, а стало быть каждого такого беззащитного в своем одиночестве человека.
Это не только полезнее, но и интереснее. Не так ли?
Вадим Никольский,
Светлана Политова, ПК«ПроЭволюцион»
Благодарим за помощь в поисках материалов о Михаиле Васильевиче Чистозвонове всех его внуков и правнуков, в частности Александра Сократовича Чистозвонова, кандидата технических наук, чл.-корр. АПЭ, советника РФ, начальника Обнинского отдела Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Особая благодарность руководителям Администрации города Донского, фонду предпринимателей города Донского, всем сотрудникам Донской Центральной библиотечной системы, Муниципального учреждения культуры «Историко-мемориального музейного комплекса«Бобрики», Донского городского архива.
Размещение материалов, фотографий этой статьи на других ресурсах без согласования с администрацией сайта запрещено!